В этой статье
В наши дни Тантра часто сразу вызывает ассоциации с необузданным и раскрепощенным сексом. И хотя темы и практики, связанные с взаимодействием полов, сексом и сексуальностью, являются частью Тантры (особенно того, что сегодня называется Нео-Тантра, священная сексуальность и тантрический секс), Тантра и тантрические ритуалы и действия включают в себя гораздо, гораздо больше, чем просто секс и нашу сексуальность.
Тантра
Тантра — это философия, религия, стиль жизни и набор практик, которые начали появляться в индийском обществе около 500 г. н.э., представляя собой смесь как эзотерических, так и религиозных традиций индуизма и буддизма. Важно понять, что значение Тантры менялось много раз, имея множество интерпретаций за последние 1500 лет, в зависимости от направлений, авторов, исследователей, эзотерических сект, школ или движений Тантры и так далее.
Со временем Тантра позиционировалась как религия, секта, философия, доктрина, эзотерические практики и ритуалы, глубокое понимание жизни, сексуальная революция, традиция духовного просвещения, техника поклонения Божествам, понимание высшей реальности и священных учений.
Слово “Тантра” происходит из древнеиндийского санскритского языка, и общепризнанно, что оно имеет корень, означающий «плести», «составлять», «метод» или «инструмент», относящийся к учебным текстам, во многих случаях в форме диалога между Богом и Богиней.
Многие из этих текстов, так называемые Тантры (также называемые агамы или самхиты), затрагивали темы и ритуалы, выходящие за рамки общепринятых социальных и религиозных границ, такие как сексуальные обряды, употребление одурманивающих веществ и использование человеческих останков и пепла в ритуалах, тем самым отменяя жесткую индийскую кастовую систему. Помимо своего мятежного характера, Тантры были также священными учебными текстами, в которых описывались ритуалы для вызова могущественных божеств, а также предоставлялись инструменты и техники для достижения духовного просветления.
Сфера применения Тантры чрезвычайно обширна, что объясняет современную путаницу в том, что на самом деле означает Тантра. Тантра имеет дело с духовными, космологическими и религиозными темами, затрагивая эволюцию и историю мира, мужских и женских Богов и Богинь, ритуальное поклонение, магию, колдовство, гадание, эзотерические практики, пробуждение энергии Кундалини, техники очищения тела и ума, самореализацию, духовное просветление и божественную сексуальность с использованием различных техник и методов, таких как ритуалы, священные тексты, пуджи, упражнения, медитации,работу с дыханием, визуализацию, сексуальность и половой акт, воспевание, преданность, мандалы, мантры, янтры, ньясы, йога, танцы и массаж.
Тантра пыталась (и все еще пытается) объединить противоположности, будучи по сути недвойственной философией, провозглашая, что все священно, даже то, что считается кощунственным, грязным или нечистым. Очень часто изучение Тантры было (и остается) связано с учителем или Гуру, который поддерживает и направляет студентов или мирян к духовной трансформации или даже к обретению мирских и сверхъестественных сил и долголетия.
Тантрическая йога (или Тантра Йога) стала очень популярной примерно в 10 веке н.э., в основном из-за ее заявлений о достижении долголетия и даже неуязвимости. Исторически тантрическая йога вместе с традициями аскетической йоги и медитации сформировали то, что сейчас называется хатха-йогой, что можно перевести как Йога сохранения силы, или Культивирующая силу.
Йоги использовали многогранные позы, последовательности и мышечные упражнения, чтобы контролировать поток дыхания и жизненной силы (Праны или Ци). Очень важной частью тантрической йоги был акцент на пробуждении духовной энергии Кундалини-Шакти с целью прийти к освобождению от страданий и цикла жизни, смерти и возрождения. Визуализация Кундалини была важным аспектом этих тантрических йогических практик.
В средневековой Индии Тантра неуклонно развивалась, и тантрические храмы строились как места поклонения тантрическим божествам, которые обычно были воплощениями верховных божеств Вишну, Шивы и Шакти, таких как Богини Кали, Дурга, Тара, Бхайрави или Парвати, и (мужские) Такие боги, как Бхайрава, Амогхасиддхи, Манджушри или Ганеша, среди многих, многих других.
Очень важным наблюдением является то, что тантрические индуистские и буддийские традиции позже оказали сильное влияние на другие азиатские религиозные традиции, такие как джайнизм, тибетский бон, китайский и японский даосизм (даосизм) и японский синтоизм. Это распространение тантрических идей и философии за пределами Индии происходило в основном примерно с 700 г. н.э. по 1300 г. н.э.
Шива и Шакти
Священная женская сила является очень важной частью тантрического мировоззрения, в котором материальная реальность (мужской аспект) рассматривается как оживляемая энергией Шакти, безграничной божественной женской силой. Это также объясняет рост поклонения Богине в средневековой Индии (и сегодня вновь появляется в движении нео-тантры). Более того, могущественные, жестокие и эротичные тантрические богини были жестоким, революционным и мятежным вызовом традиционным образцам для подражания женщин.
Другой важной темой Тантры является “божественный союз” Шивы (мужской энергии) и Шакти (женской энергии), хорошо известный как представленный иконографией Лингама и Йони. Тантрическая философия и практики используют гендер и сексуальность для выражения двух противоположных качеств, которые необходимо развивать на нашем пути к просветлению, мудрости и состраданию. В Тантре эти противоположности визуализируются как Богиня и Бог в сексуальном союзе.
Бог Шива представляет собой составляющие материальные элементы вселенной, бытие и чистое сознание, в то время как Богиня Шакти — это динамическая энергия, проявление и любовь, которая заставляет эти элементы оживать и действовать. В конечном счете, Шива и Шакти — это два лица Одного Существа, и любое из них бессильно без другого.
Сегодня тантра все еще очень жива в Индии, и можно найти множество как мелких, так и крупных индуистских сект, таких как агхори, но также и основные секты шактизма и шиваизма, которые все еще практикуют или в значительной степени опираются на ритуалы или концепции Тантры.
Нео-Тантра
Британское правление Индией, развивающееся по всей стране с 1757 года, постепенно перенесло индийские религиозные, духовные и философские идеи и концепции, включая тантру, на Запад.
Несмотря на то, что их часто неправильно понимают, осуждают и неверно истолковывают, факты остаются фактами: индийская духовность начала оказывать существенное влияние на западную философию, духовность и религию.
В Великобритании и США в 1960-х и 1970-х годах Тантра пережила значительное возрождение и оказала влияние на политику и общество, став движением, которое можно интерпретировать как антикапиталистическое, экологическое, духовное и свободолюбивое. Тантра также была сильно переосмыслена как движение и образ жизни, которые могут бросить вызов жестким установкам и морали в отношении секса, одновременно поднимая сексуальность на духовный уровень и, следовательно, ассоциируясь с так называемой Священной сексуальностью.
Движение получило общее название Нео-Тантра, которое, помимо древних тантрических, йогических и даосских идей, опирается на широкий спектр более современных практик, таких как биоэнергетика, работа с дыханием, современный массаж и работа с телом, а также современная сексуальная терапия, вдохновленная психологами, телесными терапевтами и учителями, такими как Вильгельм Райх,Карл Юнг, Андро Андреас Рот, Карл Роджерс, Александр Лоуэн.
Интересный факт о современном тантрическом массаже заключается в том, что о нем нет упоминаний в традиционной, древней тантрической литературе (по крайней мере, до сих пор). Это не значит, что этого не существовало в какой-то форме. Массаж в Индии (формы аюрведического массажа) появляется в санскритских текстах, которые были написаны где-то между 1500 и 500 годами до нашей эры. Таким образом, кажется правдоподобным, что практикующие Тантру также применяли массаж, и, следуя принципам Тантры (целостности и завершенности), такие массажи, возможно, просто включали генитальную и эрогенную работу естественным образом, без явной необходимости фиксировать факт.
Тантра сошла с ума?
Тем не менее, сегодня иногда кажется, что Тантра сошла с ума. Например, многие предложения тантрической массажной терапии очень часто сосредоточены только на элементах эротического удовольствия, неправильно используя такие ярлыки, как Тантрический массаж, Священный массаж Йони, открытие мужественности Лингама или Тантрический массаж простаты точки G, просто чтобы дать модное и привлекательное название тому, что является простым «счастливым концом» или «полным сексуальным обслуживанием» услуги по половому акту.
Кроме того, современные тантрические ретриты имеют большой «нечеткий сексуальный вектор», часто требующий изучения самого по себе, чтобы понять, что на самом деле предлагается и почему. Конечно, в этом виноваты не только организаторы, скорее, сфера применения Тантры обширна и разнообразна, не говоря уже о таких типах, как Белая, Красная, темная и черная Тантра, что затем отражается в ослепительном и запутанном содержании предлагаемых ретритов Тантры.
В любом случае, становится все труднее различать, что есть что, а что нет, и количество тантрических тренингов, предложений по лечению и тантрических ретритов просто поражает, с регулярным добавлением новых школ, тренеров, терапевтов и методов лечения.
Как бы то ни было, за последние несколько десятилетий стало совершенно ясно, что мир, а не только Запад, все еще борется с вопросами, связанными с подавленной и искаженной сексуальностью, чувственностью и эротизмом, и пытается найти новые способы их решения.